суббота, 18 декабря 2010 г.

Коми-пермяки

Начать, наверное, стоит с обзорной статьи о том, кто же такие коми-пермяки. В Энциклопедии Пермского края есть статья Т. Г. Голевой, проясняющей этот вопрос:

Коми-пермяки, коренное население Прикамья. До 1920-х гг. называли себя пермяками, пермичами, пермянами. В настоящее время используется этноним коми-пермяки. Коми-пермяцкий язык относится к пермской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи.


Коми-пермяки д. Лупьинский Мыс Чердынского уезда


Процесс складывания коми-пермяков в единое этническое образование начался с 5 в. н. э. Предками коми-пермяков считаются племена родановской археологической культуры 9-15 вв. В 1472 г. территория расселения коми-пермяков вошла в состав Русского государства. Процесс консолидации коми-пермяцкого этноса завершился после образования автономии в 1925 г.

По переписи 1897 г. в Перм. губ. проживало 92 641 человек, считающих пермяцкий язык родным. В 2002 г. в Российской Федерации коми-пермяками идентифицировало себя 125 235 человек. Из них в Пермской области проживало 103 505 человек, в т. ч. в Коми-Пермяцком автономном округе 80 327 человек, на территории Афанасьевского р-на Кировской обл. – 351 человек. Историческая территория коми-пермяцкого этноса — Среднее и Верхнее Прикамье. Современная территория компактного проживания коми-пермяков — это 5 районов бывшего Коми-Пермяцкого автономного окр. (Косинский, Кочёвский, Гайнский, Кудымкарский, Юсьвинский), расположенные на северо-западе Перм. края. Коми-пермяцкие поселения также существуют в Красновишерском р-не Перм. обл., Афанасьевском р-не Кировской обл., в Сибири. Исследователи делят коми-пермяцкий этнос на несколько этнических групп: сев. (камско-косинскую) на территории Гайнского, Косинского и Кочёвского р-нов; юж. (иньвенскую) на территории Юсьвинского, Кудымкарского р-нов. Несколько этнических групп проживают в отрыве от основной части этноса: зюздинская в Афанасьевском р-не Кировской обл.; оханская, отмечавшаяся до нач. 20 в. в районе верхнего течения р. Обвы и ассимилировавшаяся к сер. 20 в. Дискуссионным остаётся вопрос о месте коми населения по р. Язьва, в Красновишерском р-не Перм. обл. Одни исследователи склонны считать их частью коми-пермяцкого этноса. Другие определяют язьвинских коми-пермяков как самостоятельную этническую общность.



Традиционные занятия коми-пермяков – земледелие и скотоводство. В сев. районах большое значение имели охота и рыболовство. Повсеместно до сер. 20 в. было развито домашнее ткачество, местами – гончарное дело и др. ремесла и промыслы. В советское время развивалась лесозаготовительная и обрабатывающая промышленность. Большое значение продолжают иметь сбор и заготовка ягод и грибов. Коми-пермяки устраивали свои поселения у рек, ключей, на крупных трактах. В советское время появились лесные посёлки. Преобладала беспорядочная и рядовая планировка поселений, которая с кон. 19 в. заменяется уличной. Усадьба коми-пермяков имела различные способы соединения жилища и хозяйственных построек: часто встречается двухрядная и однорядная связь, встречаются и другие варианты. Жилая часть состояла из двух (изба, сени) или трёх частей (изба – керку, сени – посoдз, клеть – чом, заменявшаяся второй жилой избой). Продолжением двора были амбар и ледник – погрoб. Подальше от жилья и ближе к водному источнику строились бани. Жилой дом двухъярусный. Внизу находилось подполье, служившее местом хранения продуктов.

Интерьер избы северорусского варианта. Печь находится в углу от входа, устьем к передней стене, передний угол расположен напротив входа по диагонали от печи. Вход в подполье находился рядом с входом в избу у печи, в поздних вариантах переносится за печь.


Традиционное праздничное полотенце с браным узором. Село В. Юсьва Кудымкарского р-на


Традиционный женский костюм состоял из рубахи-становины, сарафана (дубасы, сушины, ситцевые сарафаны), передника – запона, поясов – йы, покром. Девушки на голове носили налобные повязки. Известно несколько головных уборов для замужних женщин. На юге преобладала шамшура, до сер. 20 века надевали косинки; на севере кокошник, который в сер. 20 в. был заменен моршнем.

Мужчины носили рубаху-косоворотку, полосатые штаны широкого покроя, пояса – тельники, кушаки, на голове валяные колпаки, шапки-ушанки. Вся одежда изготавливалась из самотканого холста, только на праздники и в более позднее время (2-я пол. 20 в.) надевали одежду, сшитую из покупной ткани. Верхняя суконная и холщовая одежда – понитки, шабуры. На зиму из овчины шили шубы и тулупы. На ногах носили узорчатые вязаные чулки, носки, портянки – нямoт. Из обуви были распространены лапти – нинкoм (на севере с косым носком, на юге – с прямым), которые поверх лыка оплетались берестой, опушнялись, привязывались к ноге шерстяными белыми, чёрными или красными повязками (вонь), кожаные коты и бахилы, валенки и пимы.

Коми-пермяки приняли православие в 16 в., в Гайнском и Кочёвском р-нах встречаются старообрядцы. Сохраняются дохристианские представления. Почитая основные христианские праздники, коми-пермяки наполнили их своим содержанием, соответствующим народному мировоззрению. Так, в определенные праздничные дни продолжали совершаться жертвоприношения (быкобой в день Флора и Лавра, резали барана в Ильин день, куриц на Голендуху и т. п.); в Крещение отгоняли святочных духов, в Великий четверг совершали магические обряды, способствующие благополучному ведению хозяйства весь год.



Различными поверьями, запретами, правилами поведения обставлялись рождение ребёнка, проводы солдата, свадьба и похороны. До настоящего времени можно наблюдать трепетное почитание культа предков, проявляемое в похоронно-поминальной обрядности, представлении о мыже – каре умерших предков. Широко бытуют поверья о колдунах и знахарях, лесном, домовом, водяном, воздействующих в определенные ситуации на жизнь человека. В ведении хозяйственных дел коми-пермяки зачастую опираются на лунный календарь и различные приметы.

Богат коми-пермяцкий фольклор. Известно много сказок на коми-пермяцком языке. До настоящего времени бытуют предания о чуди, о богатырях, о создателях деревень, прибаутки, пословицы, поговорки, частушки и др. Наряду с развитием собственных фольклорных жанров коми-пермяки заимствовали и сохранили много русскоязычных текстов, например, обрядовые, хороводные и лирические песни.

Центром национальной коми-пермяцкой культуры является г. Кудымкар, где сосредоточены основные культурно-просветительские, образовательные учреждения. Хранителем народной истории и быта стал Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. П. Субботина-Пермяка. Существует национальный Коми-Пермяцкий драматический театр им. М. Горького. Развивается художественная культура ( В. Н. Оньков, А. В. Мошев) и литература (В. В. Климов, В. Я. Баталов и др.). В каждом районе существуют небольшие фольклорные коллективы, широко известен фольклорный ансамбль «Шондiбан». В школах районных центров давно не преподается коми-пермяцкий язык, но в небольших селах и деревнях обучение родному языку продолжается. В целом для коми-пермяцкого этноса характерны двойственные явления – утрата языка и в какой-то степени самосознания некоторых представителей народа и возрождение интереса к нар. традициям, фольклору.

Литература:

Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1958.;
Коми-Пермяцкий округ: истор. очерк. Пермь, 1977.;
Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков/ сост. Л. П. Ратегова. Кудымкар: Коми - Пермяц. кн. изд-во, 2000. 392 с.: ил.;
Смирнов И. Н. Пермяки // Известия общ-ва археологии, истории и этнографии при император. Казан. ун-те. Казань, 1891. Т. IX, вып. 2.;
Чагин Г. Н. Народы Прикамья / Г. Н. Чагин, А. В. Черных. Пермь, 2002.

Комментариев нет:

Отправить комментарий